Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, развитием, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в развитии. А для этого необходимо объединить усилия педагогов, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких обучающихся в поле своего зрения.
Итогом совместной деятельности всех специалистов в МБОУ «Школа №1 им. В.И. Муравленко» является индивидуальное психолого — педагогического и медико — социального сопровождения.
Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
*проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития воспитанников;
*выбор методов и приемов развития и воспитания, оптимальных для каждого обучающегося;
*постоянный мониторинг динамики развития обучающегося как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;
*включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.
К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический консилиум, возглавляет эту деятельность руководитель МБОУ.
Цели:
*первичные – проводятся после завершения обследования всеми специалистами МБОУ
Цель — определить особенности развития, возможные условия и формы обучения, необходимого сопровождения, утверждение программы индивидуального развития обучающегося;
*плановые – проводятся не реже одного раза в полугодие.
Цель — оценить динамику обучения и психокоррекции, в случае необходимости внести поправки и дополнения в коррекционную работу;
*срочные – проводятся по просьбе педагога или любого из специалистов в случае болезни или возникновения внезапных проблем в обучении.
Цель – выяснить причины возникших проблем, определить степень утомляемости, необходимые изменения режима или формы обучения;
*заключительный – проводится в связи с завершением коррекционной работы,
Цель – определить уровень познавательного развития ребёнка на данном возрастном этапе, состояние эмоционально волевой и поведенческой сфер; дать рекомендации для педагогов, которые будут работать с ребёнком в дальнейшем.
Задачи:
*комплексное обследование обучающихся с целью выявления проблем в развитии.
*выявление резервных возможностей обучающихся, выработка форм и методов по оптимизации развития и воспитания.
*предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок обучающихся.
На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении.
В индивидуальном плане развития определяются и оптимальные педагогические технологии обучения, а для обучающегося, испытывающих трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).
Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которыми будут пользоваться в работе с детьми.
Участники:
— приёмные и опекаемые дети;
— приёмные родители и опекуны;
-педагоги МБОУ;
— окружающий социум;
— отдел опеки и попечительства г. Муравленко.
Материал подготовлен педагогом-психологом – Е.А. Перминовой